Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 856
i

Иде­а­ли­сти­че­ский тип куль­ту­ры, по мне­нию рос­сий­ско-аме­ри­кан­ско­го со­цио­ло­га П. Со­ро­ки­на, ос­но­ван на:

1) чув­ствен­ном под­хо­де к дей­стви­тель­но­сти
2) един­стве ре­ли­ги­оз­ных и ра­ци­о­наль­но-чув­ствен­ных цен­но­стей
3) ути­ли­тар­но-праг­ма­ти­че­ском ми­ро­вос­при­я­тии
4) наи­выс­шем раз­ви­тии и подъ­еме куль­ту­ры
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Рус­ско-аме­ри­кан­ский со­цио­лог Пи­ти­рим Со­ро­кин (1889-1968) пред­ло­жил тео­рию вол­но­об­раз­ной со­ци­о­куль­тур­ной ди­на­ми­ки. Куль­ту­ры дви­жут­ся си­ла­ми, за­ло­жен­ны­ми в них самих, про­сто по­то­му, что та­ко­ва их при­ро­да, - счи­та­ет Со­ро­кин. Со­ци­о­ди­на­ми­че­ская мо­дель П.Со­ро­ки­на пред­став­ля­ет собой по­сле­до­ва­тель­ную смену опре­де­лен­ных типов куль­тур, вы­де­ля­е­мых на ос­но­ве ве­ду­щих пред­став­ле­ний о мире и ме­то­дах его опи­са­ния. Со­ро­кин рас­смат­ри­ва­ет ис­то­рию че­ло­ве­че­ства как по­сле­до­ва­тель­ную смену социо-куль­тур­ных сверх­си­стем. Со­ро­кин делит все сверх­си­сте­мы на три типа: иде­а­ци­о­наль­ный, иде­а­ли­сти­че­ский и чув­ствен­ный. Иде­а­ци­о­наль­ная си­сте­ма куль­ту­ры ба­зи­ру­ет­ся на прин­ци­пе сверх­чув­ствен­но­сти и сверх­ра­зум­но­сти Бога как един­ствен­ной ре­аль­но­сти и цен­но­сти. К этому типу куль­ту­ры Со­ро­кин от­но­сит пре­жде всего сред­не­ве­ко­вую ев­ро­пей­скую куль­ту­ру. В этой куль­ту­ре, по его сло­вам, гос­под­ству­ю­щие нравы и обы­чаи, образ жизни, мыш­ле­ния под­дер­жи­ва­ли свое един­ство с Богом как един­ствен­ную и выс­шую цель. К этому же типу, на его взгляд, сле­ду­ет от­не­сти куль­ту­ру Брах­ман­ской Индии, Буд­дий­скую и Ла­о­ист­скую куль­ту­ры, гре­че­скую куль­ту­ру с VIII по конец VI века до н. э. Иде­а­ли­сти­че­скую си­сте­му куль­ту­ры П. Со­ро­кин рас­смат­ри­ва­ет как про­ме­жу­точ­ную между иде­а­ци­о­наль­ной и чув­ствен­ной, так как до­ми­ни­ру­ю­щие цен­но­сти этой куль­ту­ры ори­ен­ти­ру­ют­ся как на Небо, так и на Землю. К дан­но­му типу куль­ту­ры П. Со­ро­кин от­но­сит За­пад­но­ев­ро­пей­скую куль­ту­ру XIII-XIV сто­ле­тия, а также Древ­не­гре­че­скую куль­ту­ру V-IV вв. до н. э. Со­вре­мен­ный тип куль­ту­ры П. Со­ро­кин на­зы­ва­ет чув­ствен­ной куль­ту­рой. Она ос­но­вы­ва­ет­ся и объ­еди­ня­ет­ся во­круг до­ми­ни­ру­ю­ще­го прин­ци­па: объ­ек­тив­ная дей­стви­тель­ность и смысл ее чув­ствен­ны. «Толь­ко то, что мы видим, слы­шим, ося­за­ем, ощу­ща­ем и вос­при­ни­ма­ем через наши ор­га­ны чувств  — ре­аль­но и имеет смысл. Вне этой чув­ствен­ной ре­аль­но­сти или нет ни­че­го, или есть что-либо такое, чего мы не можем про­чув­ство­вать, а это эк­ви­ва­лент не­ре­аль­но­го, не­су­ще­ству­ю­ще­го.Фор­ми­ро­ва­ние чув­ствен­ной куль­ту­ры на­чи­на­ет­ся в XVI веке и до­стиг­ло сво­е­го апо­гея к се­ре­ди­не XX века.

Пра­виль­ный ответ: един­стве ре­ли­ги­оз­ных и ра­ци­о­наль­но-чув­ствен­ных цен­но­стей

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2013
Сложность: II